Войти |ЗарегистрироватсяВсего пользователей 1050 Статей 1245


Маленький непоседа

Маленький непоседаКогда дело касается гиперактивности, родители часто путаются в понятиях. Что это такое — болезнь, черта характера, избыток энергии?

Причины для волнения

Гиперактивность — это определён­ное расстройство нервной системы, при котором процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, в то время как в нормальном состоянии они находятся в равновесии. Предпосылку к такому нарушению в большинстве случаев можно найти ещё во время беременности или родов. Это какая-то неблагополучная ситуация (сильный токсикоз, асфиксия в родах, стимуляция, кесарево сечение и т.п.), которая привела к минимальной мозговой дисфункции. Но иногда причиной гиперактивности становится определённая психологическая обстановка в семье. Например, если в ней длительное время конфликтная ситуация, если ребёнок нелюбим, игнорируется роди­телями, то он живёт в постоянной тревоге — ёрзает, нервничает и постепенно такой патологический стереотип по­ведения закрепляется. Как отличить патологическое состояние от здоровой подвижности ребёнка?

Возьмём в ка­честве ориентира трёхлетнего ребёнка. В норме он может сосредоточиться на занятии 10-15 минут (на каждый следующий год прибавляется по 5 ми­нут). Гиперактивный малыш всё равно будет продолжать что-то трогать, смот­реть по сторонам, ёрзать на месте, залезать под стол, бегать по комнате, хватать игрушки. Он будет практически не восприимчив к вашим словам. Часто к чрезмерной подвижности при­соединяются какие-либо неврологические симптомы. Если говорить о детях до года, то они чаще и дольше кричат, практически не спят днём и очень бес­покойны ночью. У деток постарше встречаются различные тики, заикание, недержание мочи. Имеются нарушения координации — неуклюжи, часто падают. Обратите внимание на рисунки своего ребёнка. При гиперактивности страдает мелкая моторика, поэтому на рисунках всегда незамкнутые контуры, преобладание штриховки, отсутствие мелких деталей и плавных линий. Все эти признаки должны заставить вас на­сторожиться и обратиться для постановки точного диагноза к врачу-невропатологу. Обращаю ваше внимание, что диагноз должен поставить не вос­питатель детского сада, не психолог в школе, а врач. Именно он владеет ме­тодиками, которые позволяют отличить повышенную утомляемость или, на­пример, повышенную возбудимость, активность ребёнка от гиперактивности. Желательно также получить квалифицированную консультацию у нейропсихолога, он может дать необходи­мые рекомендации в плане коррекции имеющихся трудностей.

Что делать?

Коррекция гиперактивности — это всегда комплекс мер. Как правило, врачом назначаются лекарственные препа­раты. И этого не стоит пугаться — для того, чтобы прийти в норму, нервная си­стема гиперактивного ребёнка нуждается в поддерживающей терапии. В отечественной практике для лечения гиперактивных детей применяются препараты,, которые не является психотропными, то есть не оказывают влияния на психику. Важно строго следовать рекомендациям врача и пройти полный курс. Очень эффективен лечебный массаж.

Однако главная задача ложится на плечи родителей. Очень важный аспект домашней терапии — поведение родителей и их манера общения с гиперактивным ребёнком. Конечно, такие дети требуют больше внимания, терпения со стороны взрослых. И со временем у родителей накапливается колоссальная физическая и моральная усталость. Кто-то опускает руки и пускает ситуацию на самотёк, принимая поведение ребёнка как данность. А кто-то находит­ся всё время в напряжении, нервничает, постоянно одёргивает его. Оба эти варианта поведения неконструктивны. Вы должны быть спокойны, говорить размеренно, без раздражения. Однако при этом все-таки создавать определен­ные границы поведения, обозначать ребёнку рамки дозволенного. Не в виде команд и не с помощью длинных эмоциональных диалогов, а спокойных и внятных просьб. Всегда важно помнить, что ваш ребёнок ведёт себя так не потому, что хочет досадить, не назло, а потому что у него имеются проблемы, справить­ся с которыми он сам не в состоянии. Ваша задача помочь малышу.

— Важно максимально упорядочить жизнь ребёнка. Как никому другому, ему нужно строго соблюдать режим дня. Особенно важен режим сна. Активные занятия должны прекращаться за два часа до отбоя. Чтобы это оказалось возможным, вам необходимо буквально вымотать его. Но усталость должна быть именно физической: бегайте, прыгайте, занимайтесь с ним игровыми видами спорта. Заведите ритуал отхода ко сну. Это могут быть успокаивающие ванны, тихое чтение, прослушивание успокаивающей классической музыки

— Негативные эмоции есть у каждого, у непоседы они проявляются ярче, и могут достаточно агрессивно. По­этому учите ребёнка контролировать свои эмоции. В этом ему помогут «агрессивные» игры. «Хочешь бить — бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)». Можно побить палкой по земле, попинать что-то ногами. Подумайте об активных видах спорта для малыша — для него это необходимость, но и обратите внимание на занятия на расслабление, например, детскую йогу. Опытные тренеры дела­ют акцент не только на развитие гиб­кости, но и на такие аспекты, как со­средоточение и расслабление. Для детей с гиперактивным поведением это важно.

— Необходимо оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений. Избегайте длительного пребывания в шум­ных многолюдных местах. Изолировать его, конечно, не стоит. Но старайтесь «ловить» момент, когда ребёнок начинает болезненно возбуждаться, и отвлекать его. Усадите его к себе на колени и, покачивая как ма­ленького, пошепчите ему в такт что-нибудь успокаивающее и приятное. Повторение слов создаёт ритм, слег­ка завораживает, а телесный контакт с мамой хорошо расслабляет. Ограничьте занятия на компьютере и просмотр телевизионных передач, отведите для этого время в первой половине дня. Это тоже снизит нервную нагрузку

— Не требуйте от ребёнка выполнения сразу нескольких задач, не­скольких действий. Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить. Учтите при этом, что ему понадобится гораздо больше времени, чем обычному ребёнку. И будьте готовы к тому, что повторить свою просьбу придётся несколько раз. В данном случае это нормально

— Поинтересуйтесь, есть ли в го­роде группы нейропсихологической коррекции, специализирующиеся на ра­боте с гиперактивными детками. В таких группах с малышами занимают­ся нейропсихологи по специальным коррекционно-развивающим програм­мам. В игровой, не напрягающей ребёнка форме, помогают формировать базовые факторы психической дея­тельности (развивая и оптимизируя движения и восприятие, обучая регулировать своё эмоциональное состояние), адаптироваться к условиям социальной среды, развивать память, внимание и мышление.

Июнь 4, 2012 11:01:17 ДП





Написать ответ