Войти |ЗарегистрироватсяВсего пользователей 1050 Статей 1245


Деспот

Деспот

Деспот
Деспотизм — такой порядок вещей, при котором высший низок, а низший унижен.
Никола Шамфор

Эта классический тиран, ещё более тяжелый, чем «непогрешимый». Если «непогрешимый» действует с помощью нотаций и критики, то деспот — с помощью запретов, приказов и постоянного контроля.
Он во всем проявляет властность, требуя от жены и детей беспрекословного повиновения. С таким человеком очень трудно. Он постоянно давит. Чувство человеческого достоинства других людей его совершенно не волнует, он тиранит их, унижая, попирая, принуждая, пренебрегая их интересами.
«Деспот» стремится к безграничной власти над людьми, а постоянный контроль имеет своей целью не упустить супругу из сферы своей власти.

Властолюбие — зуд подчинять, независимо от того, нравишься ли, убедил ли.
А. Круглов

«Мой муж контролирует меня во всем, — расказыает 29-летняя Светлана. — Я и шагу не могу ступить без его разрешения. Он отвадил всех моих друзей. По его мнению, мои подруги — пустышки, у которых на уме лишь кавалеры и тряпки, а друзей-мужчин замужней женщине и вовсе иметь не следует.
Мне хотелось вначале закончить институт, а лишь потом завести ребенка, но и тут муж проявил свою волю — запретил мне предохраняться. Я попыталась возражать, что имею права сама решать, когда нужно стать матерью, а он устроил страшный скандал, дескать, я легкомысленная и не хочу обременять себя заботами о ребенке. Мама тут же встала на его сторону и прожужжала мне все уши, что раз муж хочет ребенка, то жена должна радоваться, а не возражать. Я попробовала схитрить, а Игорь, обнаружив у меня противозачаточные таблетки, пришел в ярость. Сколько гадких слов он мне тогда наговорил!
Я смирилась, вскоре забеременела, родила. Взяла в интитуте академический отпуск, но так и не смогла закончить его — через семь месяцев я опять забеременела. Об аборте Игорь и слышать не хотел, и я родила второго ребенка, хотя и не хотела. Опять мне пришлось выслушать много неприятных слов, что я ненормальная, раз против ребенка. Дело не в том, что я против, но нельзя ведь рожать по чьей-то указке.

Власть — привилегия на чью-то свободу.
А. Круглов

Получилось, что я оказалась с двумя детьми, без образования, без профессии и средств к существованию и целиком завишу от мужа. По-моему, именно этого он и хотел. Дети ему вовсе не нужны, ему нужно лишь ощущение, что мы все от него зависим, что он — хозяин нашей жизни, а мы — его собственность. С детьми муж мне совсем не помогает, бывает, что неделями к ним даже не подходит, они его раздражают, но меня он замучил приказаниями, что делать и чего не делать.
Самое отвратительное, что муж роется во всех моих вещах, слушает мои разговоры по параллельному телефону, читает письма от моей подруги, которая живет в другом городе, и даже не считает нужным все это скрывать. Когда я пытаюсь протестовать, он упрекает меня, будто я хочу от него что-то скрыть. Мне нечего скрывать, но мало приятного, когда кто-то слушает все твои разговоры, роется в твоей сумочке и карманах. Что он там надеется обнаружить, — мне непонятно. И дело не в ревности — я никогда не давала ему повода, да и муж никогда не говорил, что ревнует. Он просто хочет быть в курсе всего, во все вмешивается. Я даже не могу купить себе или детям что-то без его ведома. В деньгах он контролирует меня и постоянно требует отчет, куда я потратила то, что он дал на хозяйство.
Много раз я заговаривала, что хочу закончить институт или пойти на какие-нибудь курсы, работать кем угодно, но каждый раз это приводило к скандалу. Игорь не так много зарабатывает, чтобы считать себя кормильцем, и если бы я стала работать, наши дела были бы лучше, но он и слышать не хочет, что я буду работать.
Я вообще никуда не хожу — только дом и магазины. Даже у мамы не бываю — муж запрещает мне куда-либо ходить одной. Но и сам со мной никуда не ходит. Мама приходит к нам, она не против посидеть с детьми, чтобы я сходила хотя бы в парикмахерскую, но Игорь запрещает. Я даже не могу постричься и хожу с этим дурацким пучком. Косметикой он мне тоже запрещает пользоваться, дескать, ни к чему тратить деньги на ерунду, да и вообще незачем краситься. Игорь считает, что и наряжаться мне ни к чему. Стыдно сказать, но я донашиваю мамину одежду — за эти годы я располнела, а муж мне ничего не покупает. На все у него один ответ — замужней женщине прихорашиваться незачем, дома и так сойдет. За эти семь лет я потеряла смысл жизни. Иногда думаю, а зачем я вообще живу? Живу только ради детей, а вообще-то у меня нет никакой радости от такой жизни. Когда-то я мечтала о счастье, а теперь все мое счастье — это магазины, стирка да стряпня. Если бы не дети, давно бы сбежала.

Деспотизм — право быть неправым.
Леонард Левинсон

Обстановка у нас дома нервная, потому что любая моя инициатива принимается в штыки и заканчивается безобразной сценой и оскорблениями. Что хорошего сидеть дома и выслушивать, что я все делаю не так, и вообще я никчемная, бестолковая, лентяйка и дура?! Он никогда не похвалит, не скажет доброго слова, только ругает. Ругать можно по-разному, но Игорь каждый раз находит такие обидные, несправедливые слова, что доводит меня до слез. Ему нравится меня унижать. Себя он считает непререкаемым авторитетом, хотя умом не блещет, ничего особенного в жизни не достиг. А я, по его мнению, очень плохая жена и плохая мать. Если кто-то из детей заболеет — я виновата, значит, плохо за ними смотрела, хотя не ему, а мне приходится вставать к ним ночами. Кормлю я детей тоже неправильно, балую их и слишком потакаю. Муж с ним строг, даже суров, они его боятся, даже не выходят из комнаты, когда он приходит с работы. Игорь вечером может задержаться, но никогда не предупреждает меня, когда придет. А если я спрошу, почему он пришел поздно, орет, что это не мое дело.

Гнев — оружие бессилия.
Софи Сегюр

Когда я заикнулась о разводе, он пришел в ярость. Я его теперь боюсь и молчу. Мне даже некуда уйти. Мама не может принять меня с детьми — жилищные условия не позволяют, они втроем живут в однокомнатной квартире. Та, квартира, где мы живем, принадлежит Игорю, а я прописана у родителей. Уже десять лет мы стоим на очереди, но сейчас все эти очереди на улучяшение жилищный условий, — фикция.
Моя подруга развелась, у неё тоже двое детей, но есть квартира. Она довольна своей жизнью, а я как в клетке. Или как коза на привязи. Даже к вам я пришла тайком от мужа. Он думает, что я гуляю с детьми, я оставила их с мамой. Она теперь уже не считает Игоря идеальным мужем, потому что видит, что я все время плачу и вся извелась. Но мама ничем не может мне помочь. У меня есть лишь призрачная надежда, что наша семья когда-нибудь получит новую квартиру, и тогда я смогу уйти от мужа. Я так больше жить не могу».
— Как тебя жена называет?
— Змей Горыныч.
— Так у тебя ж не три головы!
— Вот и я говорю ей об этом. А она: «Ты и с одной похлеще».
Анекдот
Стремление Игоря к безграничной власти, постоянный контроль и запреты вызваны его личными проблемами. Познакомиться с ним мне не довелось, потому что Светлана его панически боится и отказалась привести на консультацию. Скорее всего, Игорь испытывает комплекс неполноценности. Возможно, он сознает, что в социальном и личностном плане ему вовсе нечем гордиться, и самоутверждается тем, что пытается возвыситься над женой, унижая её и противопоставляя ей себя. Раньше Светлана была более независимой, имела шанс получить образование, быть самостоятельной, зарабатывать и не зависеть от мужа материально. Его это не устраивало. Испытывая страх её потерять, он сделал все, чтобы лишить её самостоятельности.

Плач Ярославны на музыку свадебного марша Мендельсона.

Степень деспотизма бывает разной. Слабых женщин «деспот» сразу подавляет, жестоко пресекая любую попытку «бунта на корабле». Но если супруга сильная по характеру (обычно таких женщин «деспот» избегает, но если все же женится, — союз недолговечен), то семейная жизнь — это постоянная война: супруга воюет за свою независимость, а супруг — за власть над нею.
— Не буди во мне зверя! — кричит разгневанный муж.
— Ты полагаешь, что я могу испугаться осла, — усмехается жена.
Анекдот
Если «деспоту» не противодействовать, то со временем он развернется вовсю. Его власть распространяется на все сферы жизни супруги, он требует беспрекословного подчинения, не выносит, когда с ним пререкаются и ставят под сомнение его правоту. «Я так сказал и так будет!» — вот лейтмотив поведения «деспота». Логические аргументы, обоснования, что он неправ, — на него не действуют. В силу своей ригидности деспот не способен правильно воспринять доводы другого человека.
Еще хуже, когда «деспот» занимает какую-то руководящую должность. Авторитарный стиль правления он привносит и в семью. И его подчиненные, и близкие люди должны ходить по струнке.

Зачем тебе голова, если ты пробиваешь себе дорогу задом?

Василий Васильевич — директор чего-то там. Раньше был освобожденным секретарем парторганизации, после перестройки нашел свою нишу.
Внешне он похож на Каренина в исполнении Николая Гриценко (фильм «Анна Каренина») — сухопарый, с прямой спиной, будто проглотил оглоблю. Тонкие губы поджаты, взгляд пронизывающий, будто он видит вас насквозь и убежден, что вы — просто сгусток отрицательных качеств и всех существующих пороков. Подчиненные боятся его до дрожи. Не повышая голоса, глядя поверх головы проштрафившегося сотрудника, он отчитывает его, заодно припомнив все прошлые прегрешения. Тот выходит из его кабинета с трясущимися руками, полностью раздавленный, чувствуя себя полнейшим ничтожеством и бездарем.
Точно так же Василий Васильевич ведет себя дома. Его супруга Наталья Ильинична — морально забитая, робкая женщина, которая в семье не имеет права голоса и убеждена, что она недостойна быть подругой жизни столь значительного человека. Со своими «недостатками», на которые ей не забывает регулярно указывать строгий супруг, она отчаянно боролась и доборолась до депрессии и попытки самоубийства.
Такие же несчастные и их дети. Отец мало бывает дома, но когда бывает, вся семья ходит на цыпочках, чтобы не прогневить папашу. Но тот в любом случае найдет повод для того, чтобы «поставить им на вид».
Наталья Ильинична и думать не смеет о разводе. «Кто я и кто он?» — обреченно говорит она. Она убеждена, что может жить только под руководством мужа. Когда я сказала, что в такой обстановке оба их сына невротизированы и вырастут неудачниками, она немного встрепенулась: «Да, Василий Васильевич (мужа она называет по имени-отчеству) с ними очень строг…».
Мне удалось убедить её позволить сыновьям жить у бабушки — ребята об этом мечтают, да и мать Натальи Ильиничны согласна, она недавно овдовела, чувствует себя одинокой, а внуков даже не может навестить — Василий Васильевич запретил ей приходить, считая, что бабушка их балует. Она жалеет дочь, не раз уговаривала её уйти от мужа и жить у неё (жилищные условия позволяют), но Наталья Ильинична боится.

Характер человека узнаешь лишь тогда, когда он становится твоим начальником.
Эрих Мария Ремарк

«Деспот» — очень тяжелый по характеру спутник жизни. Мотивировки для своего поведения он может приводить разные, но все дело — в его собственных проблемах.
Обычно женщины избирают один из двух вариантов поведения: либо сопротивляются, и тогда семейная жизнь превращается в череду скандалов, либо, решив, что спорить — себе дороже и лучше поберечь нервы, уступают, вначале в мелочах, затем все больше и больше, пока не окажутся полностью зависимыми.
Конечно, никому не хочется постоянно скандалить. Но «мир любой ценой» — тактика совершенно неверная. Вы и сами не заметите, как окажетесь в подчиненном положении. Вполне возможно, поначалу вам казалось, что муж проявляет заботу, или он говорит разумные вещи, а со временем вы все больше и больше попадаете в сети его деспотизма.

Деспотизм — страсть к неформальной власти, — власти над душами.
А. Круглов

В основе деспотизма — собственнические черты. Любовь деспота проявляется своеобразно. Его мелочная опека лишь на первый взгляд выглядит как забота о вашем благополучии. На самом деле таким образом он решает собственные проблемы и самоутверждается. Он хочет, чтобы вы от него зависели и в главном, и даже в мелочах. Членов своей семьи он расценивает как свою собственность.

Больше всего о мужчине может сказать его жена.
Деспот
Если ваш спутник жизни обладает чертами «деспота», если он давит вас, пытаясь подчинить себе, лишить независимости, если пытается полностью контролировать вашу жизнь, — не надейтесь, что вам удастся его изменить. Время его тоже не изменит. Как раз наоборот. С годами его деспотизм будет все больше утяжеляться. Он зафиксируется на своих взглядах, а стереотип поведения ещё больше закрепится. Он всегда будет диктовать вам свои условия, а вам останется только подчиняться, потому что бунта он не потерпит. В итоге вы лишитесь друзей, досуга, права на личную жизнь, а конечном счете — права голоса. Но даже полностью подчинив вас, «деспот» не успокоится. Он будет постоянно находить повод для недовольства. Перспектива, прямо скажем, не из радужных.

Зачем сильному доказательства?

Если вас устраивает подчиненная роль, то, как говорится, воля ваша. Но если вы по характеру человек самостоятельный, независимый, то спокойной жизни у вас не будет. Как бы вы ни пытались отстаивать свои взгляды, как бы ни пытались бороться, — ничего у вас не получится. «Деспот» — это диагноз.
Что в таком случае делать? Тут я не могу сказать вам однозначно, поскольку не могу что-либо советовать вам заочно, не зная всех нюансов. Могу лишь сказать, что посоветовала Светлане. Она проконсультировалась с юристом, а потом подала на развод. Игоря она об этом оповестила лишь накануне дня, когда должно было состояться заседание суда. Как ни удивительно, но муж на суд пришел. По-видимому, Светлана так ошарашила его своим решением развестись, что он в первый момент растерялся. Их развели сразу. Дети прописаны в его квартире, поэтому Светлана получила право на часть жилплощади. Спохватившись, Игорь стал умолять её изменить свое решение, обещал, что все у них изменится. Он даже согласился, чтобы она устроилась на работу. Как и многие женщины, Светлана проявила уступчивость, поверила, надеясь, что Игорь выполнит свое обещание. Но не тут-то было! Как только муж уверовал, что жена уступила, все вернулось на круги своя.
Хотя официально они были разведены, но жили вместе, и прежняя жизнь по сравнению с той, которую ей устроил благоверный после развода, показалась Светлане райской. Дело дошло до рукоприкладства. В конце концов она все же довела дело конца, настояла на размене квартиры и получила комнату в коммунальной квартире. Игорь не оставил её в покое, первое время постоянно наведывался и портил ей жизнь. Несколько раз ей пришлось вызывать милицию, потом он подрался с её соседом, который вступился за Светлану, сломал ему два ребра, и только под угрозой получить срок, наконец отстал от нее. Мама помогает ей с детьми, Светлана работает и считает себя счастливой.

Мужья хороши, когда они чужие.

«Деспоту» свойственна приверженность правилам, повышенная аккуратность и мелочная скрупулезность во всем. Стремление к внешней аккуратности порой становится самоцелью и навязывается и жене, и детям.
«Деспот» — реалист. Он не заглядывает далеко в будущее, не любит мечтаний и пустых фантазий, живет сегодняшним днем, предпочитает материальные блага высоким нравственным устремлениям, любит деньги и то, что можно приобрести за деньги, любит вкусно и сытно поесть, у него крепкий сон.
Считая жену своей собственностью, деспот «деспот» крайне ревнив. При малейшем намеке, что кто-то посмел посягнуть на его «собственность», — «деспот» дает бурную реакцию.

1 октября, 2009 10:22:46 ПП





Написать ответ

main already work