Как стать приятным сотрудником
Как сделать карьеру? Вы считаете, что для этого надо работать в поте лица? Это верно, но если вам не удастся расположить к себе коллег, если вы угрюмы, неприветливы, всегда в плохом настроении, невнимательны к окружающим, вряд ли на работе у вас будет репутация приятного человека. И хотя многие думают, что для достижения успеха это не так важно, жизнь показывает, что иногда это просто необходимо. Наши советы могут быть вам полезными и помогут.
Пунктуальность — выражение уважения
Приходите на работу вовремя и никогда не опаздывайте на совещания. Для тех, кто приходит на совещание заранее, ожидать опоздавших — невыносимая пытка. Будьте пунктуальны. Если совещание ведете вы, составьте повестку дня накануне, четко соблюдайте регламент, не затягивайте заседание. Всегда начинайте его в назначенное время: если присутствуют не все, не ждите опоздавших.
Будьте дисциплинированны
Даже если ваше начальство очень демократично, будьте дисциплинированны. Возможно, вам не возбраняется уходить с работы на 15 минут раньше, но брать за правило уходить с работы первым — значит демонстрировать пренебрежение своими обязанностями.
Не стоит постоянно отлучаться с рабочего места или проводить по полдня в курилке.
Непозволительно звонить с работы родственникам и часами говорить с ними в рабочее время даже со своего мобильника, а уж тем более со стационарного телефона в другие города.
Выполняйте правила этикета
Если вы звоните коллеге, а его сейчас нет на месте, не нагружайте того, кто подойдет к телефону, длинным сообщением вместе с просьбой, чтобы его передали. Просто назовите себя, оставьте свой номер телефона, в крайнем случае кратко сформулируйте проблему.
Соблюдайте личную территорию коллег
Это — закон! Никогда не врывайтесь в кабинет коллеги, а сначала постучитесь и попросите разрешения войти. Не ведите громких разговоров у двери кабинета, где кто-то занят серьезной работой.
Никогда не перекладывайте и не читайте бумаг на чужом столе, не слушайте чужих телефонных разговоров.
При пользовании общим оборудованием, например, ксероксом или факсом, уступите свою очередь коллеге, если ему нужно скопировать (отправить) всего пару страниц, а вам пятьдесят. Подождите пять минут, даже если у вас срочное дело — воспитанный и доброжелательный человек именно так и поступит.
В коридоре никогда не вмешивайтесь в разговоры коллег, и уж ни в коем случае в разговор начальника с вашим коллегой. Если вы все-таки решили присоединиться к беседе, ни в коем случае не вынуждайте собеседников, которые вели беседу до вас, прервать разговор.
Поддерживайте чистоту на рабочем месте, даже если дома вы предпочитаете художественный беспорядок. На работе вы должны быть образцом аккуратности.
Не мешайте коллегам работать
Поболтать с коллегой не запрещается, но только если вы при этом не отвлекаете его от работы. Если вы хотите передохнуть, это совсем не значит, что и ваш коллега мечтает об отдыхе.
Не хотите, чтобы мешали вам? Уберите от своего стола лишние стулья или поверните свой стол к окну. У вас останется меньше шансов встретиться взглядом с надоедливыми людьми, когда они проходят мимо вас.
На кухне или в месте, отведенном для принятия пищи, не оставляйте после себя грязных кофейных чашек в раковине и не бросайте в мусорное ведро липких и мокрых остатков еды. Если вы нечаянно что-то пролили, немедленно вытрите лужицу, если допили последнюю чашку кофе, наполните кофеварку. Не забывайте про оставленные в холодильнике недоеденные бутерброды.
Особенно аккуратны будьте в туалете. В этом месте общего пользования не должно оставаться абсолютно никаких следов вашего посещения.
Будьте аккуратны в денежных вопросах
ели вы обращаетесь к коллеге с просьбой купить в буфете что-нибудь для вас, дайте денег на еду или предупредите, что сразу же отдадите их, как только коллега вернется, и обязательно сделайте это. А попросив «покормить» вас в долг, непременно на следующий же день верните деньги.
«Терпеть не могу напоминать коллеге, что вчера мне пришлось заплатить за нее в столовой. Я при этом чувствую себя так, будто прошу милостыню, хотя на самом деле услугу оказала ей я», — говорит Елена, 33 года, адвокат.
Так же поступайте и со взятым «напрокат» оборудованием: одолжив у коллеги справочник, степлер или какой-либо прибор на полчаса, верните его в срок, не заставляйте ходить за ним.
Держите рот на замке
Ваш коллега, мягко говоря, запорол работу? Не сплетничайте об этом за его спиной. Многие руководители не любят тех, кто злословит за спинами коллег. А уж если начальник доверил вам конфиденциальную информацию, даже и не думайте о том, чтобы по секрету поведать о ней только самой близкой коллеге.
«Способность не распространять слухи говорит о сильном характере», — считают психологи.
Не хвастайтесь
Если вы только что прибыли с курорта, конечно, вам не скрыть южного загара. Но каждые 5 минут вспоминать о том, как вы наслаждались экзотическим коктейлем на берегу моря — по крайней мере, неэтично.
И тем более, не стоит рассказывать о том, какой у вас замечательный муж, сотруднице, которая уже давно безуспешно пытается выйти замуж. Неуместны также и заявления типа: «Я могу есть все, что угодно, и не полнеть», если кто-то из коллег сидит на диете. Будьте внимательны и чувствительны к проблемам других.
Научитесь слушать других
Высказывать свои мысли в то время, когда другой человек запнулся или сделал паузу, значит проявить грубость, невнимание и эгоизм. А эти три черты способны перечеркнуть любые ваши достоинства. Всегда слушайте тех, кто высказывается, даже если вы в корне не согласны с ним. Если у вас есть по тому или иному поводу свои соображения, предложения или замечания, дождитесь подходящего момента, чтобы высказать их.
Как аукнется, так и откликнется
Большинство людей слишком сконцентрированы на своих проблемах, чтобы поддерживать остальных, но похвала и благодарность — самый простой и эффективный способ завоевать расположение людей. «Когда я работала флористом в одной фирме, моя начальница всегда благодарила меня в конце дня за мою работу, — рассказывает Екатерина, художественный редактор, — это позволяло мне чувствовать себя полезной, нужной, я знала, что мою работу высоко ценят, поэтому хотела работать еще лучше. Много лет спустя, когда мы поменялись ролями, и уже я сама набирала персонал для своего предприятия, я пригласила именно ее».
Существуют и другие способы отплатить добром за добро: секретарь может предупредить вас о том, что сегодня шеф не в настроении, сотрудники придут на помощь, если вы не успеваете закончить работу к положенному сроку, а если вам для дальнейшего продвижения по службе нужна положительная характеристика, коллеги вам в этом не откажут. Когда же придет время вашего повышения по служебной лестнице, вместо того, чтобы с победным видом поглядывать на остальных, улыбнитесь и скажите: «Благодарю вас всех! Без вашей помощи я никогда бы не добилась этого!»
Важен даже цвет
Вы даже не представляете себе, какие мелочи могут сослужить вам верную службу в деле завоевания карьерных высот.
Ответьте на такой, например, вопрос: какого цвета одежду вы предпочитаете носить на работе? Темного? Нейтрально-неброского? А может быть, того, что вам больше всего нравится, пусть это даже ядовито-розовый?
Психотерапевты утверждают, что активная личность, которая не страшится проблем, должна носить одежду желтого цвета. Желтый — цвет интеллекта. Вы хотите, чтобы вас воспринимали на службе такой? Тогда обратите внимание на желтенькие блузочки и шарфики. Но не вздумайте одеваться в желтое с головы до ног. Легкомысленная канареечно-цыплячья одежда не прибавит вам уважения коллег. Лишь легкий штрих — желтая блузка под черным костюмом или букетик нарциссов на рабочем столе — но он поможет создать о вас впечатление как о человеке, полном жизненных сил и творческих способностей.