Войти |ЗарегистрироватсяВсего пользователей 1050 Статей 1245


Это моя территория

Детская территорияНа ковре пластилин, разбросанная мозаика, книжки на полу — типичная картина в доме, в котором есть ребёнок. Как к этому относиться? Терпеть беспорядок и ждать, пока повзрослеет? Складывать игрушки самим или с ранних лет приучать кроху к уборке! Разобраться в данных вопросах нам поможет детский психолог Елена Сторожевая.

Елена, все мы понимаем, что маленьким детям необходимо играть, а значит, разбросанных игрушек и испачканных обоев вряд ли удастся избежать. Одновременно хочется, чтобы квартира выглядела опрятно и радовала глаз. Подскажите, что делать? Как найти компромисс, который бы уст­роил всех?

Интересный вопрос! А вы не задумывались о том, что расставленные в доме вещи многое могут рассказать о семье, статусе и даже самооценке каждого домочадца? Хочу немного уйти от темы и напомнить вам, что все мы ро­дом из природы, и как животному нужно метить территорию, тем самым подтверждая свою силу и независимость, так и человеку важно иметь собственное пространство в доме. Думаете, по­чему мужчины любят разбрасывать носки и оставлять кружки с недопитым кофе у телевизора и монитора? Так они подсознательно обозначают свою территорию. По этой же причине женщины украшают пространство цветами, вазочками, статуэтками. Часто на такой почве разворачиваются настоящие баталии: «Куда не ступишь, везде твои цветы», — сетует мужчина. «Хватит разбрасывать носки», — парирует женщина.

На первый взгляд простое стремление к по­рядку. Однако на подсознательном уровне это не что иное как борьба за свою территорию. Для комфортного существования, душевного покоя, осознания собственного «я» она необходима каждому человеку. Именно поэтому наши мужчины, не найдя себе уголка среди вазочек и статуэток, сбегают в га­раж или на рыбалку: там мужской рай, зона, где женщина точно командовать не будет. А как же дети? Им ещё в большей мере, чем взрослым, нужна своя территория — это гарант развития уважения к себе, правильной оценки своего статуса в доме. И нет ничего удивительного, что малыши в качестве меток разбрасывают игрушки или раскрашивают обои. Подрастая, мальчишки пускают в ход детали от конструктора, болтики, на­клейки, а девчонки — журналы, блокнотики, резинки для волос. Помните: обстановка в доме должна соответствовать возрасту ребёнка, его статусу дошкольника или школьника. Поэтому относиться к «творческому беспорядку», который устраивают дети, надо с пониманием и терпением.

Судя по вашим словам, родите­ли должны поощрять беспорядок?

Ни в коем случае. Если кроха с по­мощью «меток» ищет личное пространство, предоставьте его! Хорошо, если у него будет своя комната. Но даже если нет такой возможности, малышу обязательно нужен отдельный уголок. В первую очередь кровать и то, что к ней прилегает. Это могут быть стол, при­кроватная тумбочка, книжная полка, секретер — главное, чтобы ребёнок чувствовал себя хозяином своей территории и распоряжался ею. Тогда и разбросанных по дому игрушек станет меньше. Но даже не это главное. Дело в том, что личный уголок формирует чувство личного пространства, которое играет немаловажную роль в становлении собственного достоинства.

Имея своё «место под солнцем» и видя заботу взрослых, ребёнок ощущает, что его ценят и любят — он чувствует свою значимость! Именно данную модель поведения он перенесёт и на школу. Такие дети сразу отличаются: они могут дать отпор, если кто-то попытается отобрать стул или вырвать из рук книгу, они не позволят играть своей сумкой в футбол, пачкать вещи, разбрасывать школьные принадлежности. Это вовсе не говорит о жадности: на доброжелательное отношение они всегда ответят тем же, однако пресечь наглое посягательство на личные вещи и заставить (в хорошем смысле этого слова) себя уважать — дело нужное и правильное.
Другие школьники тонко чувствуют уверенность, исходящую от ровесника, по­этому отношение в классе будет соответствующим.

Интересно, я никогда не думала об этой проблеме с такой точки зрения. Однако не приведёт ли полная самостоятельность к бардаку в уголке ребёнка? Ведь не все дети любят убирать, некоторым комфортно среди горы фантиков или вырезок из журналов…

В этом деле главное — избегать самых распространённых ошибок, а точнее двух крайностей. Первая из них, когда мама заявляет: «Быстро убирай сам, мне надоел этот бардак!» Такое отношение обескураживает ребёнка (тем более если речь о дошкольнике), он ещё толком не знает, а что значит порядок с точки зрения взрослого? Представьте, что вы не имеете навыков вождения, а вас сажают за руль, говорят: «Поезжай!» да ещё ругают за то, что вы плохо это делаете! Другая ошибка, когда мама думает: «Так, пока моего сорванца нет, я сама всё при­беру!» Такое поведение воспринимается детским сознанием вполне однозначно: «Моим уголком распоряжаются как хотят, а меня никто не спросил, мне не доверяют». Ребёнок даже может подумать, что его мнение и чувства неважны для взрослых.

Пусть вас потом не удивляет полное отсутствие у крохи желания на­водить порядок: «Это не моё, в доме всем заведует мама, она и уберёт». Да и вообще у него может пропасть стремление отстаивать своё мнение по каким-либо вопросам. Наводите чистоту вместе! Проявляйте уважение к «тайникам» ребёнка. Перебирая вещи, обязательно спросите: «А это тебе нужно? Где ты до­был такое стёклышко? Куда бы ты хотел положить камушек, может, на видное место?» Конечно, с нашей точки зрения данные предметы — бесполезный хлам. А для ребёнка каждый из них имеет определённый смысл. Рассматривая свою «драгоценность», он осознаёт: чем она для него ценна, с какой ситуацией связана. Это развивает способность рассуждать о своих мотивах и чувствах и учит оценивать предметы не с точки зрения материальной стоимости, а с позиции эмоциональной привязанности, душевной ценности. Так рождаются истинные человеческие качества. По мере взросления давайте ребёнку больше свободы. Она развивает самостоятельность и чувство ответственности: вначале за поря­док в своём уголке, а в дальнейшем за порядок во всех делах.

Январь 4, 2015 1:23:22 ПП





Написать ответ